рус / каз / eng

Памятники истории и культуры

АЛМАТЫ - политический, научный, культурный, финансовый и промышленный мегаполис Республики Казахстан. Территория города по данным на начало 2011 г. составляет около 340 кв.км, численность населения - более 1,5 млн человек. Город является крупным транспортным узлом, имеются предприятия пищевой, легкой и тяжелой промышленности. В Алматы расположены головные офисы Народного банка, Казкоммерцбанка, БТА Банка и других крупнейших банков Казахстана. Ежегодные налоговые поступления из города составляют примерно 27 % всего республиканского бюджета.

Формирование города, его культура имеют вековые традиции. В своем развитии Алматы проходил определенные этапы планировки, архитектурного стиля, образа жизни. Каждый последующий этап наследовал от предыдущего времени результаты материальной деятельности, свидетельствующие о духе, вкусах, быте, экономических и технических возможностях, потребностях эпохи. Каждый исторический период вносил в облик города что-то новое.

Самые ранние свидетельства наличия поселений, обнаруженные на территории современного города относятся к VI-III вв. , которые разрослись в небольшие города. Одно из них называли Алмату (Алматы). В XVI в. после нашествия джунгар на месте древнего города остался лишь небольшой поселок.

В 1846 году , стремясь противостоять завоевателям Семиречья и Заилийского края, казахские роды Старшего жуза приняли российское подданство. Первой станицей была станица Аягуз ( в 1860-80 гг. - Сергиополь ), обустроенная в 50 семейств на месте Аягузского приказа. Здесь разместились сибирские казаки 10-го конного полка. С годами шло строительство городов Аягуза, Кокпектов и Копала, проложен почтовый тракт с 12 пикетами, устроен внешний округ ( уездное управление) с должностью начальника Алатавского округа и Пристава при казахах Большой орды. Территория казахов Старшего жуза была включена в состав Российской империи. В Заилийскую долину направлен отряд майора М.Д. Перемышльского, где он начал строительство укре­пления под руководством военного инженера Л.И. Александровского. 4 февра­ля 1854 г. было принято законодательное решение о возведении крепости Верное и принят генплан будущего города – «Укрепления Верного, Большой и Малой Алматинских станиц, Ташкентской слободки, с окрестностями на пушечный выстрел» ( утвержден 15 января 1858 г.). Территория укрепления была обне­сена глинобитной стеной, имевшей форму неправильного многоуголь­ника, и рвом, наполненным водой р. Малой Алматинки. Внутри кре­постной стены находились жилые дома офицеров, казармы для солдат, небольшая деревянная церковь, га­уптвахта и складские помещения.

С середины 1855 г. в укрепление прибывают последую­щие партии переселенцев – крестьян из южных губерний России, ташкентских торговцев и сибирских казаков. Они положили начало основанию Большой и Малой Алматинской станиц, Татарской слободе. Были избраны для поселений урочища Малой Алматинки, Иссыка и Каскелена.

11 апреля 1867 г. укрепление Вер­ное получает статус города, центра новой Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства В докладной записке военного министра новые области края предложено называть Ташкентской и Алматинской ( соответственно центры Ташкент и укрепление Верное), с переименованием укрепления Верное в город Алматинск. Однако, в дореволюционные годы город оставался Верным. 24 сентября 1867 г. под началом военного губернатора генерала Г.А. Колпаковского был образован Комитет по учреждению города Верного, с избранием городского архитектора Г.Н. Серебренникова ( с 1882 г. –П. Гурде) .20 октября состоя­лось первое заседание Комитета, на котором обсуждался вопрос о вы­боре места будущего города, на юг от Большой станицы , далее по реке Малой Алматинке. Были опре­делены площади , скверы и парки будущего города. В Российском государствен­ном историческом архиве хранится «План существующего расположе­ния областного города Верного Семиреченской области с показанием предположенного расположения в 1884 г.» с пометкой «Высочайше утвержденного плана до сего вре­мени не имелось». Этот план вместе с пояснительной запиской «О плане города Верного», составленной 23 мая 1885 г., является комплексным документом по истории градостро­ительства Алматы, подтверждени­ем существования двух генераль­ных планов развития Верного 1868 и 1884 гг.

Весной 1877 г. введено городское самоуправление ( на основе городового положения 1870 г.). Первым городским головой или мэром Верного избран купец П. М. Зенков. Состоялась перепись города, статистика показала 15 488 опрошенных жителей: в Новом городе ( без войска ) проживало 5881 чел. ( или 2449 муж. и 2196 жен.); в Большой станице и крепости -2710 ( гражданских 3877 ), в Мало-Алматинском выселке – 1753 , в Татарской слободе – 588 ; в арестанской роте и на гаупвахте -88, на винокуренном заводе Кузнецова – 210 чел. В других промышленных заведениях и на казачьем выгоне – 331чел. .В Садовых участках за р. Алматинкой – 372, в Солдатской слободе – 108, на Сартавском базаре- 215 ,по берегам ниже Казенного сада – 392, на Сорочьем острове – 201 человек. Весьма любопытная перепись, с названиями первых «микрорайонов» и ее жителей, промыслов и ремесел, городского хозяйства Верного!

С момента возникновения новой части города, вплоть до землетрясения мая 1887 г., расширение его терри­тории шло в западном направлении (ныне пр.Райымбека), в юго-западном от современных улиц Макатаева и Пушкина, и в южном направлении (пр. Достык). После землетрясения последовало немало предложений о строительстве города на новом ме­сте, на правом берегу Или. Были проведены соответствую­щие топографические исследования. Но власти отказались от этого проекта. Даль­нейшее строительство проводилось с учетом антисейсмических норм уже в одноэтажном городе.

В конце 80-х годов XIX века административно-общественный центр находится в районе ны­нешнего парка им. 28 гвардейцев-панфиловцев (бывшее станичное кладбище). Вокруг были возведены наиболее крупные здания: дом военного губернатора, гимназии, Собор. После землетрясения 1887 г. началось строительство малоэтажных, приземистых, бревенчатых зданий, однако, вычурных, с оргинальными высокими крышами и балконами, металлическими и каменными воротами и крыльцом. Среди них «зенковские творенья», по фамилии военного инженера А.П.Зенкова и его коллег и зодчих , - дом офицерского собрания (ныне Музей народных музыкальных инструмен­тов им.Ыхласа), Общественное собра­ние (ныне Театр кукол), городское училище (корпус Министерства культуры), магазин Габдулвалиева (торговый центр Кзыл-тан), новое здание Вознесенского Собора, ставших визитной карточкой города. Писатель Юрий Домбровский, певец истории города, пишет о храме : «… Высочайший, многоглавый, узорчатый, разноц­ветный, с хитрыми карнизами, с гофрированным железом крыш, с колокольней, лестницей - целой системой лестниц, переходов и га­лерей, что даже после сильнейшего землетрясения в городе Верном из великолепных дворцов Зенкова не обрушился ни один. Дерево не под­вело его! А в самом грандиозном творении Зенкова - Кафедральном Соборе - уцелели даже стекла».

22 декабря (по старому стилю) 1910 г. в Верном вновь произошло сокрушительное, со многими жертвами землетрясение. Было полностью разрушено 616 жилых зданий, по­вреждено 300 построек. В Центральном государствен­ном архиве Республики Казахстан хранится карта-схема, на которой показаны важнейшие администра­тивные и самые крупные здания, ностоявшие на улицах Верного в кон­це XIX начале XX веков. Сохранился «План города Верного» в качестве приложе­ния к Трудам Геологического коми­тета. Его составили в 1910г. ученые–сейсмологи и геологи К. Богданович, И. Карк, Д. Мушкетов, прибывшие в разрушенный до основания Верный. На карте указаны названия 43 улиц, относившихся непосредствен­но к городу, и 8 названий улиц Боль­шой Алматинской станицы.Восточной окраиной города тогда была улица Побережная (ныне Бузурбаева) , бегущая вдоль реки Малая Алматинка. На западе город замыкался на берегах Весновки (с годами улица Гончарная, ныне Муратбаева). На юге, вдоль границы города, шел Магистральный (Головной) арык (впоследствии простира­лась улица Арычная, ныне пр. Абая). На севере старую Алма-Ату за­мыкала Ташкентская аллея (шоссе, построенное, благоустроенное зеленью с 1868 г. первым градостроителем Павлом Зенковым).

С установлением Советской вла­сти, весной 1918 г., начинается новый этап развития города. 14 марта 1921 г. был издан Декрет о переименовании г. Верный в г. Алма-Ата. 3 марта 1927 года ЦИК и СНК Казахской АССР при­няли постановление о перенесении столицы Казахстана из города Кзыл-Орда в Алма-Ату.

В начале 30-х годов в г. Алма-Ате были построены крупные обще­ственные здания, испытавшие опре­деленное влияние конструктивизма. Это Дом правительства (ныне Академия искусств), построенный по проекту архитектора М.Я. Гинз­бурга, Главпочтамт архитектора Г.Герасимова.

Со второй половины 30-х годов зодчие стали обращаться к использова­нию наследия русской классической архитектуры и национального ка­захского зодчества. Для архитекто­ров города это был период творче­ских исканий. Среди выстроенных зданий этого времени видно новое архитек­турное выражение. Многоколонные портики, фронтоны, богатые карнизы введены в архитектуру обще­ственных и жилых зданий.

В течение 1933-1941 гг. на месте ветхих одноэтажных строений было построено множество капитальных зданий, которые в корне преобразо­вали архитектурный облик Алма­-Аты. В ноябре 1941 г. было завершено строительство здания Театра оперы и балета. В архитектуре театра ис­пользованы традиции классиче­ского наследия, применен богатый декор с использованием мотивов ка­захского орнамента. Сооружения этого периода сы­грали положительную роль в формировании архитектурного облика города.

В годы Великой Отечественной войны строительство было регла­ментировано в связи с нуждами во­енного времени, объемы были зна­чительно сокращены.

В послевоенные годы в еще бо­лее крупных масштабах развивалось строительство. Как и в предыду­щий период использовались приемы и формы классической архитектуры и народного зодчества, а также моти­вы национального орнамента (новый Дом правительства, главный кор­пус Академии наук, здание Казпотребсоюза, аэровокзал и др.). В это время в Алма-Ате начался новый период в оформлении городской среды: на площадях, скверах установлены памятники героям граждан­ской и Великой Отечественной войн (памятники А. Иманову, С.Д. Луган­скому).

С середины 50-х годов архитек­торами проведена значительная работа по пересмотру методов про­ектирования. Построенные в этот период Центральный стадион, го­стиница «Казахстан» («Жетысу»), драматический театр им. Ауэзова (ТЮЗ) уже в значительной степени отвечали требовани­ям времени. Они прогрессивны по конструк­циям, лаконичны и выразительны по своим архитектурным формам и планировке. Основой дальнейшего развития архитектуры стали макси­мальная индустриализация, рационализация и унификация архитектурно-конструктивных эле­ментов, поиски лучших образноархитектурных решений в соответствии с окружающими при­родно-климатическими условиями города.

В 60-80-е годы развитие архи­тектуры столицы было непосред­ственно связано с общей тенденцией развития и творческой направлен­ности архитектуры во всесоюзном масштабе. В формировании облика город­ских улиц и площадей важную роль стали играть мо­нументальная скульптура и другие формы декоративного искусства. Площадь Академии наук, рожденная единством архитектурного и пластического решения, благодаря сооружению памятника Ч. Валиханову, Дворец им. В.И. Ленина (ныне – Дворец Рес­публики) и 25-этажная гостиница «Казахстан» вместе с окружающей застройкой и памятником Абаю образовали один из лучших градо­строительных ансамблей города. На пересечении пр. Абая с р. Весновка сложился важный градостроительный узел: здание цирка, Дворец бракосочетания, Государственный музей искусств им. А. Кастеева, здание Казахского государствен­ного академического театра драмы им. М.О. Ауэзова, на юге от пр.Абая возник архитектурный ансамбль Новой площади (ныне площадь Республики) со зданием ЦК Компартии Казахстана (ныне – городского акимата).

После распада Советско­го Союза и образования суверенно­го государства Республики Казах­стан начался новый этап развития города. В 1993 году город сменил официальное название на Алматы. В 1995 г. было завершено строитель­ство трех крупных объектов города: Резиденции Президента Республи­ки, гостиниц «Марко Поло Рахат-палас отель», «Анкара». На главной площади города – площа­ди Республики – сооружен Мону­мент Независимости, на пр. Достык – памятник Жамбылу Жабаеву, на пересечении ул. Сатпаева и Байтурсынова – памятник К. Сатпаеву, на пересечении пр. Достык и ул. Шевченко – памятник Т. Шевченко, на привокзальной площади железнодо­рожной станции Алматы-2 памят­ник Абылай хану и др.

В последние годы в архитектурных решениях национальные традиции практически отсутствуют. Используются новые технологии и материалы, строится жилье разного уровня комфорта и стоимости. Активно возводятся офисные здания, бизнес-центры, гольф-клубы, супермаркеты, развлекательные центры. Вместе с тем городские власти выступают за сохранение исторического центра города и улучшение экологической обстановки.

Лит.: ЦГА г.Алматы Каталог документов Памятники истории и культуры г.Алматы.Каталог документов // Сост. Л.А.Матвеева. Алматы, 2008г – 304с. (Управление архивами и документацией г.Алматы, ЦГА г.Алматы). Проскурин В.Н. Алматы-Верный. В кн. : Свод памятников истории и культуры города Алматы. - Алматы, ТОО «Казахская энциклопедия», 2006 г.,сс.38 -126 ( указатели и библиография , историко-биографические справки, фотоснимки и чертежи памятников автора). Проскурин В.Н. Алма-Атинские дворики.-Алматы, «Искандер», 2009 г.-396 с. (краеведческие статьи, эссе, рассказы. Илл. из личного архива автора)

История города   Достопримечательности   Для туриста   Фотогалерея   Окрестности г.Алматы   Обратная связь