рус / каз / eng
Казахский государственный театр оперы и балета

Театр оперы и балета им. Абая , Казахский государственный академический, ул.Кабанбай батыра, 110.

Построен в 1936-1941 гг. Авторы проекта: архитекторы Н. А. Круглов,с участием Н. А. Простакова, Т. К. Басенова; художники-оформители В. Крошин, Н. Цивчинский. Творчески использовано наследие национального зодчества и орна­ментального искусства. Является памятником архитектуры, истории (постановление Совмина Казах.ССР № 38 от 26 янв. 1982 г.).

Прямоугольное в плане трехэтажное здание стоит в курдонере ул. Панфилова, на которую выходит торцом, где расположен главный вход. Здание стоит на стилобате облицованном алма-атинским серым гранитом. Архитектура главного фасада решена на принципе контрастирования четырехколонной пространственной лоджии портика с его мощными пилонами и глухими плоскостями боковых стен. Два верхних этажа акцентированы глубокой лоджией с прикрепленным к белым столбам чугунным орнаментальным ограждением. Над лоджией проходит фриз в технике рельефа на тему социалистического труда и достижений народов Казахстана, героического казах. эпоса, эпохи установления Советской власти и Гражданской войны (худ. Н.Цивчинский). В центре композиции изображен Джамбул с группой работников искусства. В этом декоративном убранстве фасадов здания применены казахские орнаменты «кошкар-муиз» (барантий рог), «ргак» (крючок), «жапрак-куль» (трилистник), «снар-муиз» (однорогий), и др. мотитвы. Аттик завершен ажурным ограждением, своеообразной короны здания. В 2002 г. завершена реставрация, исчезли росписи здания и зала, утрачены тексты с цитатами главного фасада (худ. В.Крошин) – «...Искусство принадлежит народу» (В.И.Ленин, на казах. и рус. яз.).

Внутренняя планировка складывалась из вестибюля, который в торцах имеет двухмаршевые лестницы. Вход вквадратный зал на 1200 зрителей осуществлялся из фойе и рекреаций первого и второго этажей, где зритель ощутит акустику, найдет живописные портреты выдающихся деятелей театрального искусства. Полоса барьера лож врезается в верхнюю часть ограждения амфитеатра, связана с партерной частью зрительного зала. Зал перекрыт плоским подвесным потолком с чистой подшивкой, оклеен материей, огрунтован и расписан маслянными красками. В центре размещен орнаментированный круг, вписанный в квадратную форму. Здесь была подвешена прорисованная фигурная люстра, выполненная из папье-маше с позолотой (ныне заменена, была известна с Отечественной войны, когда была завершена съемка кинофильма «Котовский»). По задумке инженеров, сцена имела выход на ул. Джамбула (во время спектакля масса артистов хора и балета, с вьючными животными, могла войти и принять участие в грандиозных советских спектаклях).

По сторонам театра разбиты скверы, с водопадами (львы-маскароны) и гроздьями фонарей. В восточной части поставлен бюст М.Ауэзову ( 1967г., скульптор Т. Досмагамбетов ), на западе - бюст Ж. Джабаева (1971 г., скульптор Х. Наурызбаев), - памятники местного значения (1984 г.). На театральной площади, там где ныне водный бассейн, стоял памятник Сталину (1949 г., архитектор Б.Н.Стесин). Место встреч и расставаний алма-атинцев, гостиница «Дом Советов», кафе («Лето», «Театральное» и «Карлыгаш») и массовые прогулки молодежи по пр.Калинина (по местному-«бродвей»), салюты в народные и партийные торжества.

Театр открылся в собственном здании 7 ноября 1941 г. оперой «Наргиз». Строился по проекту Всесоюзного конкурса, специалистами Москвы и Ленинграда, сосланных в Алма-Ату. Репрессии оставили имена зодчих неизвестными. Архитектор Н.А. Круглов (1883-1938) погиб в концлагере, его сменил Н.А. Простаков. После окончания строительства театра многие специалисты ушли на фронт Великой Отечественной войны и судьба их тоже неизвестна.

Театр организован на базе Музыкального театра (первонач. студии). 13 января 1934 г. поставлен спектакль М.Ауэзова и И.Коцыка «Айман-Шолпан» на казахском языке. С 1937 г. театр оперы и балета принимает титулы (Казахский государственный академический) и названия (впервые Л.И.Мирзояна, первого секретаря Компартии Казахстана; с 1945 г. - имени Абая ). Долгие десятилетия в театре протекала общественно-политическая жизнь республики, начиная с проведения партийных, советских и хозяйственных съездов, торжественно-траурных мероприятий, книжных выставок, ярмарок, детских праздников, включая постановку спектаклей на школьные каникулы и проведение Главной ежегодной елки на Новый год.

Здесь прошла музыкальная, творческая, сценическая жизнь выдающихся артистов хора и балета (К.Байсеитова, К.Джандарбеков, Р.Джаманова, Б.Тулегенова, Е.Серкебаев, А.Днишев , В.Яковенко, братья Абдуллины, и др.), дирижеров (И.И.Зак, Г.Н.Дугашев и др.), постановщиков балета ( В.В . Великанова, Ш. Жиенкулова, А.В.Селезнев, Ю.П. Ковалев, Д.Т. Абдиров , З.Райбаев, Р.Бапов, Б. Аюханов и др.) , исполнителей нар. музыки (Г. Курмангалиев, Н.Тлендиев и др.), композиторов и авторов либретто (М.Ауэзова, Е. Брусиловского, А. Жубанова, М. Тулебаева, Л.Хамиди и др.), худ. оформителей и художников ( А.И. Ненашев, С.И. Калмыков, Г. Исмаилова). В 1936 г. в Дни декады казахского искусства в Москве шли оперные спектакли Е. Брусиловского «Кыз Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын». В 1958 г. также в дни московской декады поставлены оперы «Абай», «Биржан и Сара», «Дударай», балеты «Бахчисарайский фонтан» и «Дорогой дружбы».

Ныне театр вмещает 789 мест. В год проходит около 200 балетных и оперных спектаклей с посещением более 70 тысяч зрителей. В репертуаре театра более 35 оперных и 40 балетных спектаклей композиторов Казахстана, русских и европейских композиторов. За последние годы появились такие оперы как «Тангейзер», «Лючия ди Ламмермур», «Трубадур», «Любовный напиток», «Томирис», «Богема» и другие; балеты: «Легенда о любви», «Тлеп и Сарыкыз», «Ромео и Джульетта», «Красная Жизель», «Анна Каренина». Ведущие солисты театра – лауреаты самых престижных международных конкурсов вокалистов и артистов балета, среди них известные артисты Нуржамал Усенбаева, Жамиля Баспакова, Шахимардан Абилов, Сара Ищанова, Болат Букенов, Майра Мухамедкызы, Сауле Рахмедова, Куралай Саркытбаева, Дмитрий Сушков, Фархад Буриев, Амир Жексенбек, Азамат Аскаров, Жанибек Усин и другие.

Лит.: Малиновская Е.Г. Фигура умолчания .-В кн.: Перестройка и художественная культура (сб. статей) – Алма-Ата, 1990, сс. 122-132 ; ее же. Собрание военное.- В кн. : Свод памятников истории и культуры города Алматы. - Алматы, ТОО «Казахская энциклопедия», 2006 г., сс.139,143 , 160-161, 300-304, 149 (портрет арх. Н.А. Круглова ) ; Матвеева Л.А. Казахский ордена Ленина академический театр оперы и балета им. Абая – В кн.: Памятники истории и культуры Алматы .Каталог документов Управления архивами и документацией и ЦГА г.Алматы - Алматы, изд-во «Онер», 2003 г., с. 76-77 ; Мекишев Б. ,и др. Казахский государственный академический театр оперы и балета им.Абая.=Алма-Ата, 1954 г.; Мендикулов М. М. Архитектура города Алма-Аты.- Алма-Ата, 1953 г. ,сс.66-69 (с илл.) ; Проскурин В.Н. Искусство принадлежит народу.его же. Живописец Сергей Калмыков. -В кн.: Алма-Атинские дворики.-Алматы, «Искандер», 2009 г.-сс. 112-115, 84-87.

Владимир Проскурин ( Берлин)

История города   Достопримечательности   Для туриста   Фотогалерея   Окрестности г.Алматы   Обратная связь