рус / каз / eng
Железнодорожный вокзал Алматы-2

Вокзал железнодорожный Алматы-2, пр.Абылай хана, д.1. Построен в 1936-1939 гг. Авторы проекта: архитекторы А. П. Галкин, М. Кудрявцев; художник И. В. Ва­хек. В 1977г. здание реконструирова­но. Является образцом гражданской и общественной архитектуры (памятник местного значения от 26 янв. 1984 г.)

Средняя ежедненвная посещаемость 5 тыс. человек. В летние перевозки пассажиропоток увеличивается до 10тыс. человек в сутки. Время работы - круглосуточно. Расположен в центре города и служит основным пунктом отправления пассажиров на все направления: в прямом - Москва, Новосибирск, Нукус, Екатеринбург; международном - Урумчи; местном - Астана, Шымкент, Петропавловск, Атырау, Защита, Жезказган, Мангышлак, Уральск.

Первоначально в годы строительства Турксиба здание располагалось на Красногвардейском тракте (на месте ныне мебельной фабрики). По предложению инженера М.Тынышпаева перенесено на ул. Старокладбищенскую (с утратой старинного Верненского кладбища ). Здесь формируется привокзальная площадь; пущен трамвай, с годами троллейбус. Площадь открывала путь новому проспекту столицы Советского Казахстана (носил информационное значение, Старокладбишенская стала Вокзальной улицей. Затем, приобрела политическую конъюнкутру, с 1933 пр. Сталина, с 1961 - Коммунистический, ныне пр. Абылай хана). Привокзальная площадь имеет свою историю. Первоначально здесь был заложен памятник Абаю (1954 г.) . Затем, поставлен памятник М.И.Калинину (1972 г.; снесен в 1992 г.). Ныне перед вокзалом установили монумент Абылай хану (2000г.), вокруг площади воздвигли жилые и общественные здания.

Вокзал и станционные сооружения строились по типовому проекту «Харьковтранспроект» (до 1941г. - начала Отечественной войны - построено восточное крыло). Одно из ранних сооружений Алматы классицизирующей ориентации. Фланги здания имеют полукруглые в плане объемы ризалитов с большими плоскостями окон - конструктивиский прием в постройке. Скульптурные композиции, мужские и женские фигуры, символизируют успехи индустрии, промышленности, сельского хозяйства Страны Советов. Рельефы социалистического быта, декоративные элементы выполнены чешским скульптором Б.Вахеком, сосланным в сталинские годы в Алма-Ату (все зодчие, инженеры, дизайнеры вокзала впоследствии были репрессированы и расстреляны). В 1977г. здание реконструировано по проекту «Алматыгипрогор», со строительством западного крыла с «...нарушениями технологии, изменении интерьера и наружного здания вокзала Алматы-2» ( из письма министра культуры 1993г.)

Лит.: Алма-Ата-2 .- В кн. Алма-Ата. Энциклопедия / Гл. ред. Козыбаев М. К. - Алма-Ата: гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1983.- с.-93; Малиновская Е.Г ., Проскурин В.Н. Вокзал железнодорожный Алматы-2 В кн. : Свод памятников истории и культуры города Алматы. - Алматы, ТОО «Казахская энциклопедия», 2006 г., с.289

Владимир Проскурин ( Берлин)

История города   Достопримечательности   Для туриста   Фотогалерея   Окрестности г.Алматы   Обратная связь