рус / каз / eng
Центральный музей Казахстана

Музей Республики Казахстан, исторический центральный государственный (название Центральный Музей Казахстана - ЦМК с 1944 г.).

Современное здание музея было построено в 1978 -1985 гг. по проекту архитекторов Ю.Ратушного, З.Мустафиной и Б.Рзагалиева. Памятник архитектуры.

В 1929-1985 гг. располагался в бывшем Cвято-Вознесенском Соборе (построенном в 1904-1907 гг. по проекту верненского архитектора А.П.Зенкова). Памятник архитектуры, истории и культуры.

Центральный Музей Казахстана начал формироваться в Оренбурге (в 1920-1924гг, столицы Киргизского (Казахского) края. Затем в Кзыл-Орде - новой столице Казахстана. Осуществленный передел культурных и научных ценностей Оренбуржья по пролетарской формуле «национальное по форме - социалистическое по содержанию» привел к гибели основных фондов музея. Ситуация усугубилась в 1924 г., когда столица была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду, и пять лет спустя, в ходе превращения Алма-Аты в главный город Республики. Было вывезено 40 тысяч уникальных томов Оренбургского собрания годами объявленных к уничтожению книг, как не отвечающих духу времени), наметили к "исключению" еще 1 149 наименований предметов, 640 икон и 239 фотографий "офицерства казачьих войск".

Оренбургский "музей для сосредоточения всяких предметов, служит могущих к вящему развитию понятий юношества и к общей пользе распространения наук..." создан по инициативе губернаторов края П.П. Сухтелена и В.П.Перовского, который привлек к научно-исследовательской работе писателя В.И.Даля, востоковедов Н.Ф.Генса и В.В. Григорьева, зоогеографа Н.А.Северцова, братьев Ханыковых, офицеров Я.Виткевича и К.Д.Артюхова. Открыт 1 апреля 1831 г. при Неплюевском кадетском корпусе (позднее, при училище земледелия и лесоводства). С 10 мая 1897 г. стал общедоступным при Оренбургском отделе Русского географического обществава. Просуществовал до 1917 г. в собственном здании (автор проекта А.Брюллов). Первый смотритель музея Томаш Зан, архивариус Адам Сузин, экскурсовод Михаил Зеленко, польские инсургенты, политич. ссыльные в Оренбуржье.

Экспонаты поступали со всей России - коллекции минералов, гербарии, образцы почв и флоры. Начальник колываново-вознесенских горных заводов Е.П. Ковалевский выслал в Оренбург коллекцию горных пород; ботаник Н.С.Турчанинов из Иркутска - более 700 видов растений; хан Джангер Букеев - предметы казахской мужской и женской одежды и предметы быта ордынцев; князь Тюменев - "шишак с литерами арабскими золотой насечки и калмыцкое седло"; генерал-губернатор Восточной Сибири - наряд тунгусского шамана. В дар присылались старинные книги, рукописи, древние монеты, археологические находки и просто любопытные мелочи. Среди подарков оказалась часть черепа огромного "неизвестного животного", "зуб и кости мамонтовые". Пушка времен Пугачевского восстания.

В 1920 г. Декретом ВЦИК Оренбург стал столицей Киргизской (Казахской ) АССР. Коллекции ЦМК, к тому времени пополненные фондами зоомузея, музея казачьих войск и географического общества, оказались в руках Общества изучения Киргизского края. В республике шел процесс строительства национальной государственности, принимались решения ориентированные на "всестороннее изучение вопросов, касающихся киргизской (казахской) народности". «Культурная революция» была продолжена в Алма-Ате, где при создании ЦМК, в фонды бывшего Оренбургского Музея попали изрядно поредевшие после советской ревизии коллекции музеев и библиотек Семиреченской области - областного музея, музея казачьего войска, Семиреченского географического общества. ЦМК возглавил бывший нарком внутренних дел Казах АССР, почетный чекист А.Айтиев. Он начал «памятникоохранное дело» с привычной для него деятельности, изъятием культурных ценностей, борьбы за чистоту кадров (о чем поведано в двулогии «Хранитель древностей» - «Факультет ненужных вещей», в повести «Факел», ссыльного писателя, одновременно научного сотрудника ЦМК Юрия Домбровского)

В годы Отечественной войны 1941-1945 гг. в Алма-Ату была эвакуирована знаменитая «Бородинская панорама».Тем временем, ЦМК становился рядовым советским музеем, со строго идеологизированным уставом. Парадный подъезд украсили гипсовые статуи Сталина и Ленина; вместо степных балбалов атеисты установили поверженный колокол бывшего Собора. К юбилейным датам основателей партии и государства устравивались «мемомориальные комнаты», или музейные уголки деятелей нац. кульутры.Среди них, К. Байсеитовой и Ж. Джабаева. Само здание Собора, где располагался ЦМК, было превращено в культурно-просветитительный комбинат, где было место обществу пролетарского туризма и экскурсий, радиоцентру республики, редакциям газет и журналов. С годами, выставочному залу современного искусства и, наконец, городскому обществу охраны памятников истории и культуры. В новое здание, что в микрорайоне «Самал» (авт. коллектив под руководством архитектора Ю.Г.Ратушного ), ЦМК въехал похудевший еще на сотню-две экспонатов. Впереди ожидались новые ревизии, переезд коллекций в новую столицу Астану.

Сейчас собрание Центрального музея Республики Казахстан насчитывает около трехсот тысяч памятников материальной и духовной культуры, функционируют семь основных экспозиционных залов.

Первый зал состоит из палеонтологического и археологического комплексов, представлены артефакты из более чем 300 местонахождений, возраст которых насчитывает несколько миллионов лет. Археологические экспозиции представляют собой научные реконструкции древних погребальных и культовых сооружений, макеты сооружений средневековой архитектуры, различные диорамы и т.д. с использованием подлинных уникальных археологических памятников. Воссоздана ритуальная амуниция и вооружение знаменитого иссыкского «Золотого человека» (реставратор К. Алтынбеков по научному проекту археолога А. Акишева.)

Второй зал называется «Историческая этнография». Здесь размещены предметы традиционной казахской культуры, быта и хозяйства: богатая коллекция оружия и воинских доспехов XVII-XIX вв., ювелирные украшения, разнообразные изделия коврово-войлочного производства, многочисленные виды казахской вышивки, а также кочевое жилище казахов – юрта в её национальном убранстве. Здесь можно выделить уникальный образец золотошвейного искусства казахских мастериц – бешмет степной ханши Фатимы, жены последнего хана Букеевской Орды Жангира, а также украшенные аятами из Священного Корана воинские доспехи султана Арыстана (первая половина XIX в.).

В третьем зале «Казахстан в годы ВОВ, культура диаспор» расположены экспозиционные разделы, отражающие историю и культуру этнических диаспор, населяющих территорию Казахстана. В витринах представлены уникальные фотографии, раритетные документы, предметы быта, изобразительного и прикладного искусства русских, украинцев, белорусов, немцев, чеченцев, ингушей, турков, курдов, уйгур, корейцев и других народов. Экспозиция «Традиционная культура корейцев» была реализована совместно с Национальным музеем этнографии Южной Кореи в канун десятилетия казахстанско-корейский дипломатических отношений. Отличительной чертой экспозиции является использование современных компьютерных технологий, посредством которых посетители могут виртуально примерить корейские национальные костюмы и ознакомиться с азами корейского алфавита. В этом же зале размещена экспозиция «Казахстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Четвертый зал «Суверенный Казахстан» отражает историю Казахстана с момента провозглашения республики независимым государством в 1991 году и до сегодняшнего времени. В зале представлены символы Республики Казахстан – герб, гимн, флаг, оригинал Конституции РК (1995 г.), государственные награды, денежные знаки, марки, выпущенные в Казахстане, материалы об экономике, образовании, здравоохранении, культуре, науке и спорту, а также подарки Президенту Казахстана.

Пятый зал или «Открытый фонд» - «Археологическое золото Казахстана». знакомит с уникальными находками из различных регионов Казахстана: подлинные золотые изделия эпохи ранних кочевников – саков, савроматов, усуней, которые были найдены в курганах Чиликты, Тарасу (VII-VI вв. до н.э.), Покровки (V в. до н.э.), а также Жалаулинского (VIII-VII вв. до н.э.) и Каргалинского (II-I вв. до н.э.) кладов и памятников отрарско-каратауской культуры (рубеж - IV-V вв н.э.).

Шестой зал «Музей антропологии» - единственный в Центральной Азии. предлагает невероятное путешествие в мир наших далеких предков, позволяя проникнуть в глубь веков, стать свидетелем самых важных событий в жизни первобытных людей. Экспозиция посвящена истории становления человечества: процессу сложения современного человека, происхождению и расселению человека на Земле, расогенетической и этногенетической истории казахов. В диораме «Погребение Берельских царственных особ (мужчины и женщины) из Казахстанского Алтая» дано полное объемное воспроизведение этого захоронения с сохранением масштабности.

В седьмом зале находится коллекция Н.Г. Хлудова (1850-1935), русского советского художника-живописца, приехавшего в Туркестан (Верный) в 1878 году. Награжден серебрянной медалью ИРГО за исследования массива Хан-Тенгри (1896). Организатор персональной выставки в ИРГО (СПб.) 17-ти картин из жизни и природы окраин Семиреченской области (1911 г.), 1-й художественной выставки Советского Семиречья (1925), персональной выставки (1921-1930 гг.), принял участие в москов. выставках «Искусство народов СССР» (1927 г.), «Искусство Казахской ССР» (1934, Музей народов Востока). Автор картин на сюжеты из жизни казахского народа (211 полотен, Центральный музей Казахстана и Казахская художественная галерея. Среди них, «Застигнутые бурей» (1896), «Доение кобыл» (1908), «Мальчик на быке» (1907). Работы Н.Г. Хлудова хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Бишкека, Алматы.

Лит.: Болкоев Ф. Творчество Н.Г.Хлудова.// Литературный Казахстан, № 4, 1939 ; Малиновская Е.Г.Музей исторический - В кн. : Свод памятников истории и культуры города Алматы. - Алматы, ТОО «Казахская энциклопедия», 2006 г., сс.291-292 ; Музеи.- в кн.: Алматы. Энциклопедия / Гл. ред. Р.Н.Нургалиев - Алматы, 1996, сс. 370-372 ; Проскурин В. Историко-биографические статьи-справки (о Хлудове).-в кн. : Свод памятников истории и культуры города Алматы.- Алматы, 2006, с. 109.

Владимир Проскурин (Берлин)

История города   Достопримечательности   Для туриста   Фотогалерея   Окрестности г.Алматы   Обратная связь