рус / каз / eng
Железнодорожный вокзал Алматы-1

Вокзал железнодорожный Алматы-1, ул. Станционная,1. Построен в 1976 г. Авторы проекта: архитекторы С. А. Мхиторян, З. М. Солдатова, инженер С. А. Филиппов. Является образцом современной гражданской общественной архитектуры (памятник местного значения от 26 января 1984 г.).

Пропускная способность - 6650 пасс/сутки. Время работы - круглосуточно. На станции вокзала Алматы-1 формируются поезда до Актобе, Костаная, Караганды, Павлодара, Новосибирска, проходят все поезда, сформированные на станции вокзала Алматы-2, а так же транзитные: Новосибирск-Ташкент, Новокузнецк-Бишкек, Семей-Кызылорда. Служит основным пунктом отправления пассажиров в пяти направлениях: Туркестан, Локоть, Ченгелды, Луговая, Мойынты в прямом, местном и международном сообщении. Вокзал отличается лаконичностью архитектурных форм, отделан витражами с аллюминиевыми переплетами. Вокзальные службы: 1-й этаж-кассы, 2-й и 3-й - залы ожилания, ресторан. В подвальном помещении камеры хранения. Пассажирские платформы связаны со зданием туннелями.

Привокзальная площадь украшена памятником Алиби Жангильдину (скульпторы супруги Т. Досмагамбетов и О. Прокопьева удостоены Госпремии республики в 1976 г.). Площадь открывает по протяженности Алматы самый динный до 17 км пр.С.Сейфуллина (с 1962 г.), вобравший улицы рабочих поселков Алматы-1 и Алматы-2 ( ныне Турксибский р-н, начало которому было в 1932 г., с прежними названиями Пролетарский, Кагановический, Октябрьский).

Благоустроен парк им.Сейфуллина и Мемориальный комплекс по улице Огарева (в Турксибском р-не проживает 241 участника войны, в т. ч. 41 инвалид , 7 вдов погибших воинов, 10 жителей блокадного Ленинграда, 77 чернобыльцев. В этих цифрах отражена общественно-политическая жизнь Алматы-1, -репрессии и ссылки сов. народов, эвакуация и мобилизация промышленности и рабочего класса в период становления Советского Казахстана, трудные фронтовые годы Отечественной войны и радостное молодежное движение поднятия целины и залежных земель. Также, будни столицы Республики Казастан, смены бывшего главного города на Астану; и центра Алматинской области на Талдыкорган.

Однако, вернемся в 30-е годы, строительства легендарного Турксиба и возникновения столицы Советского Казахстана. 19 июля 1929 г. прибыл первый поезд в Алма-Ату, по национальной традиции, «...паровоз Э-1441 прошел сквозь юрту, с обрезанием волосяных пут» ( в 1974 г. легендарный паровоз установлен на ст. Алматы-2). Было построено в те годы массивное, приземистое здание вокзала, принявшего высоких союзных и зарубежных гостей, прибывших в республику. С янв. 1931 г. Турксиб пущен в постоянную эксплуатацию, в те годы преображается Красногвардейский проспект (ныне Суюнбая), ведется строительство элеватора, заводов и фабрик, жилое строительство т.н. «финских домиков»; ведется благоустройство рощи Баума и стадиона «Локомотив», создание аэропорта. К новому вокзалу Алма-Ата-2 пущен трамвай № 6. Между прочим, пригородный поезд (т.н. «горветка») из 9 товарных и 1 пассажирского вагона. Он вышел 25 января 1930 г. в ранние часы, в 2 часа 27 мин., со станции Алма-Ата-1. Так начинался период истории городского транспорта в старой Алма-Ате.

Лит..: Алма-Ата-1 .- В кн. Алма-Ата. Энциклопедия / Гл. ред. Козыбаев М. К. - Алма-Ата: гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1983.- сс. 92-93 ; Проскурин В.Н. Турксибом ударим по бездорожью.-В кн. : В кн.:Алма-Атинские дворики.-Алматы, «Искандер», 2009 г.-сс. 103-106

Владимир Проскурин ( Берлин)

История города   Достопримечательности   Для туриста   Фотогалерея   Окрестности г.Алматы   Обратная связь